О
Минске написано множество книг, и обсудить их в рамках одного обзора почти
невозможно. Этот список не может претендовать на объективность –
скажу только о тех книгах, которые читал сам, которые помогли лучше понять наш
город или взглянуть на него в новых ракурсах. По этой
причине не будет здесь произведений, посвященных современному Минску. Тем не
менее все упомянутые книги можно найти в книжных магазинах или в интернете.
Но по порядку: начнем с литературы нон-фикшн.

Приобрести эту книгу я попросил маму во время празднования Дня города в 1996 году, когда мне было семь лет, – и издание это стало моим первым учебником по истории города. С 1990 года книга Захара и Софьи Шибеко «Минск. Страницы жизни дореволюционного города» выдержала несколько переизданий под разными названиями по-русски и по-белорусски.
Думаю, востребована она будет всегда. Книга состоит из двух частей, первая из них называется «Из архива минской жизни» и рассказывает о дореволюционном губернском центре, его обитателях и их повседневности. Вторая часть посвящена учреждениям и предприятиям с указанием их точных адресов, которые не дадут вам заблудиться в Минске того времени. Книга богато иллюстрирована старыми фотографиями и реконструкцией карты города той поры, что делает погружение в атмосферу губернского Минска еще более глубоким.

Плод невероятной по объему и качеству работы исследователя Леонида Морякова (племянника известного поэта межвоенного периода) опубликован в 2012–2013 гг. в виде двух добротных томов большого формата, содержащих информацию о более двух сотнях домов, стоявших на главной улице Минска, их жителях за все указанные годы, а также учреждениях, которые там размещались. Книги насыщены большим количеством фотографий, планов и архивных документов.
Пересказать это невозможно – лучше один раз увидеть.
Впрочем, сам факт появления работы Томаса Бона, пожалуй, опровергает этот тезис. Со страниц книги вы узнаете все о проектировании Минска, миграции и условиях жизни новых горожан, а также неофициальных сферах советских будней. Большой интерес представляет богатая статистическая часть.

Тайны города раскрываются в беседах с горожанами: археологами, архитекторами, художниками, кулинарами, литераторами и краеведами, а также родственниками знаменитых минчан. Отдельные разделы книги посвящены проблемам выяснения даты и места основания города, реставрации памятников архитектуры, истории межвоенного строительства и послевоенного восстановления Минска, трагическим страницам немецкой оккупации и многим другим «изюминкам».
Эта захватывающая книга также хорошо иллюстрирована и может увлечь как тех, кто давно интересуется историей Минска, так и гостей города.


Первым подборку фотографий города за определенный период собрал под одной обложкой Илья Курков в альбоме «Мінск незнаёмы 1920–1940», который вышел в 2002 году. В предисловии к изданию составитель воссоздает атмосферу межвоенного Минска, обращаясь как к архивным источникам, так и к художественным произведениям белорусских литераторов.
Помимо 250 фотографий, альбом содержит копию топографической карты города и окрестностей, а также текст «Спадарожніка па Менску» 1930 года с адресами различных учреждений того времени, маршрутами городского транспорта, расписанием движения поездов, ценами на междугородные телефонные переговоры, списком переименованных улиц с их прежними названиями, а также перечнем экскурсий, предлагавшихся гостям столицы БССР.
По подобному принципу составлены три фотоальбома Виталия Кириченко, посвященные послевоенному развитию Минска в 1944–1969 годах (вышли в 2004, 2006 и 2007 гг.).
Каждый из них содержит информативное предисловие, которое описывает картину городской жизни в указанный период, около 300 фотографий и таблицу с перечнем улиц, изменивших за это время названия.
Kowalewska, Zofia. Obrazki mińskie / Зофья Ковалевская. Минские зарисовки
Перейдем к рассмотрению мемуарной прозы и начнем с неоценимого источника – «Минских зарисовок», в основу которых положен обработанный фольклористкой Зофьей Ковалевской дневник преподавателя минской гимназии Фердинанда Шабловского. Книга вышла в 1912 году и охватывает период от войны с Наполеоном и до подавления восстания 1863–1864 гг., описывая шляхетский центр Минска во времена его расцвета. На страницах «Зарисовок...» воссозданы портреты известных людей: краеведа Михала Гаусмана, семьи Ваньковичей, повстанцев братьев Свентожецких и Михала Тюндевицкого и других.
Перейдем к рассмотрению мемуарной прозы и начнем с неоценимого источника – «Минских зарисовок», в основу которых положен обработанный фольклористкой Зофьей Ковалевской дневник преподавателя минской гимназии Фердинанда Шабловского. Книга вышла в 1912 году и охватывает период от войны с Наполеоном и до подавления восстания 1863–1864 гг., описывая шляхетский центр Минска во времена его расцвета. На страницах «Зарисовок...» воссозданы портреты известных людей: краеведа Михала Гаусмана, семьи Ваньковичей, повстанцев братьев Свентожецких и Михала Тюндевицкого и других.
Міхал Паўлікоўскі. Дзяцінства і маладосць Тадэвуша Іртэнскага / Михал Павликовски. Детство и юность Тадеуша Иртенского
Две автобиографические повести Михала Криспина Павликовского, предки которого выделили материальные средства для костела на минской Кальварии, а сам он был секретарем городской управы Минска в 1919–1920 гг. В этих книгах хорошо показана атмосфера города периода Первой мировой и Гражданской войн, внезапные перемены, происходившие в военное время в городской среде, все разнообразие многоэтнического и поликультурного населения Минска.
Две автобиографические повести Михала Криспина Павликовского, предки которого выделили материальные средства для костела на минской Кальварии, а сам он был секретарем городской управы Минска в 1919–1920 гг. В этих книгах хорошо показана атмосфера города периода Первой мировой и Гражданской войн, внезапные перемены, происходившие в военное время в городской среде, все разнообразие многоэтнического и поликультурного населения Минска.
Сяргей Пясецкі. Зладзейская трылогія / Сергей Песецкий. Воровская трилогия
«Воровская трилогия» включает автобиографические повести известного польскоязычного прозаика – «Яблычак», «Гляджу я ў вакно» і «Ніхто не дасць нам збаўлення», – описывающие быт городских криминальных кругов времен Гражданской войны и постоянной смены власти, когда автор находился в Минске. Описывая жизнь на Золотой Горке и Нижнем рынке, Песецкий акцентирует внимание на внутренней интеллигентности и честности воров, которые никогда не воруют у голодных бедняков, в то время как богачи грабят простой люд.
Вместе с тем автор показывает в гротескном виде новых властителей города – большевистских комиссаров. К сожалению, произведения Песецкого из «Воровской трилогии» по сей день не доступны на белорусском языке, но их польскоязычные оригиналы можно отыскать в Сети.
«Воровская трилогия» включает автобиографические повести известного польскоязычного прозаика – «Яблычак», «Гляджу я ў вакно» і «Ніхто не дасць нам збаўлення», – описывающие быт городских криминальных кругов времен Гражданской войны и постоянной смены власти, когда автор находился в Минске. Описывая жизнь на Золотой Горке и Нижнем рынке, Песецкий акцентирует внимание на внутренней интеллигентности и честности воров, которые никогда не воруют у голодных бедняков, в то время как богачи грабят простой люд.
Вместе с тем автор показывает в гротескном виде новых властителей города – большевистских комиссаров. К сожалению, произведения Песецкого из «Воровской трилогии» по сей день не доступны на белорусском языке, но их польскоязычные оригиналы можно отыскать в Сети.

В результате все герои переосмысливают свои прежние взгляды, а старый двор зельменян погибает – его сносят для строительства цеха кондитерской фабрики «Коммунарка», где позднее размещалась бисквитная фабрика (район сквера на берегу Свислочи около гостиницы «Беларусь»).
В этом году был переиздан белорусскоязычный перевод романа, сделанный Виталием Вольским.

Олег Белоусов. Мой городКнига воспоминаний известного минского сценариста и режиссера, вышедшая в 2005 году, за четыре года до его ухода в мир иной, переносит нас в послевоенное детство автора на улицах Красноармейской и Московской, в окрестности Суражского рынка, Грушевки и Толстухи, а затем – на минский «Бродвей» и в аудитории БГУ. Мемуары наполнены наблюдениями из многочисленных странствований автора далеко от родного города и философскими отступлениями.
Многие периоды истории и аспекты развития города еще не получили полного освещения и ждут талантливых авторов и исследователей. Кто знает, может они появятся из числа сегодняшних читателей?
Минская библиотека ждет продолжения.
Автор публикации: Антон Рудак.
Источник: газета «Літаратура і мастацтва»
Перевод с белорусского Кондухович Л.Ф., ведущего библиотекаря отдела сопровождения интернет-портала Национальной библиотеки Беларуси. www.nlb.by
1 комментарий:
Историческая повесть "ТОЧКА" http://www.4-4.by/book/tochka Основное действие повести «Точка» происходит в Минске в двух временных измерениях – октябрь 2009 года и период оккупации города во время Великой Отечественной войны.
Главная героиня повести Людмила Стаханова принимает участие в Республиканской переписи населения 2009 года. При довольно странных обстоятельствах она знакомится с Миррой Львовной Андреевой – одинокой 92-летней старушкой, бывшей узницей Минского гетто. Эта нечаянная встреча двух женщин показала, что случайностей не бывает. Каждое наше действие может кого-то спасти, а кого-то погубить. Яркое тому подтверждение – невероятные жизненные коллизии Стеллы Андреевой и Минны Браун, судьбы которых тесным образом сплелись с жизнью Людмилы Стахановой.
Отправить комментарий